ПРИЛОЖЕНИЕ № 17
к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
(базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО-2012 (с изм. от 12.08.2022) и ФОП СОО)
Тавда, 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность субъектной позиции обучающегося как способности
самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и
ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современным
представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;
• понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых
отношений, а также наличия рисков, возникающих при использовании
различных финансовых инструментов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
— анализировать практическую задачу в сфере финансов;
— ставить цели финансовой деятельности;
— планировать достижение целей, направленных на решение финансовой
задачи;
— находить альтернативы решения финансовой задачи;
— оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и
делать оптимальный выбор;
• владение коммуникативными компетенциями:
— вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
— анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников;
• владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях
(покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора,
вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя
страховых услуг и др.);
• владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической
деятельности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк;
депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск;
портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию;
медицинское страхование; автострахование; страхование жизни;
страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации;
налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня
по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес;
стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель;
финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
об основных целях управления личными финансами, мотивах
сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных
средств;
об устройстве банковской системы, особенностях банковских
продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных
средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий
для семейного бюджета;
о функционировании страхового рынка, субъектах страхования,
страховых продуктах и их специфике;
о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка,
ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях
инвестирования в них;
об устройстве налоговой системы государства, правилах
налогообложения граждан, содержании основных личных налогов,
правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае
уклонения от уплаты налогов;
об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий,
факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования
будущей пенсии;
об основах функционирования и организации бизнеса, структуре
бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его
финансирования;
о видах финансовых мошенничеств и особенностях их
функционирования, способах идентификации финансовых
мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни.
Базовые понятия и знания: Банк, коммерческий и центральный банки;
депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; портфель инвестиций.
Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков;
пассивные и активные операции банка; чем отличается номинальный и
реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы
кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и ценные
бумаги; знание того, что такое кредитная история; представление о том, что
может составлять портфель инвестиций. Личностные характеристики и
установки: Понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности
от многих условий; необходимости оценки своего финансового состояния и
возможностей при взятии кредита как дополнительных финансовых 10
обязательств; сути кредита и почему он даётся под проценты; основных
условий кредитования; различия между дебетовой и кредитной картой; того,
к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как
уменьшить риски. Умения: Рассчитывать реальный процент, простой и
сложный процент; доходность вкладов; объём выплат по кредиту; читать (т.
е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры; находить
актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков;
находить и интерпретировать рейтинги банков; соотносить вид кредита с
целью кредита. Компетенции: Оценки надёжности банка; сравнения условий
по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью
решения своих финансовых задач; оценки необходимости приобретения
жилья в ипотеку и выбора подходящего варианта; пользования
разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для
повышения благосостояния; принятия решения о необходимости
инвестирования или кредитования. Решение практических задач и тестов
Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений.
Контрольный срез.
Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста
доходов.
Базовые понятия и знания: Фондовый рынок; ценные бумаги; акции;
облигации. Знание механизма функционирования фондового рынка;
различных видов ценных бумаг и их отличий друг от друга; субъектов
(участников) фондового рынка и сути их деятельности; возможностей
участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора
профессионального агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на
фондовом рынке и рынке FOREX. Личностные характеристики и установки:
Понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; возможной
доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке;
того, что осуществление каких-либо операций на фондовом рынке требует
знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений;
того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.
Умения: Искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому
рынку; сравнивать котировки акций во времени; различать виды цен ценных
бумаг; рассчитывать доходность акций (при известных показателях).
Компетенции: Оценки необходимости осуществления операций с ценными
бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической
ситуации в стране; выбора оптимального варианта инвестирования в
конкретных экономических ситуациях; оценки степени риска конкретного
инвестиционного продукта; критического отношения к рекламным
предложениям. Финансовая игра Моделирование фондового рынка и
поведение его участников. Отработка практических умений (указаны в
занятиях 2.14—2.15) и приобретение опыта взаимодействия с финансовым
институтом.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить.
Базовые понятия и знания: Налоги; пошлины; сборы; налоговая система;
ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам. Знание оснований для взимания
налогов с граждан и фирм в России; общих принципов работы налоговой
службы; случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию;
способа получения ИНН; случаев и способов получения налогового вычета.
Личностные характеристики и установки: Понимание необходимости уплаты
налогов; своих прав и обязанностей в сфере налогообложения; различий
налогов, пошлин и сборов; того, на что идут те или иные налоги в
государстве. Умения: Получать актуальную информацию по задолженности
или другим вопросам на сайте налоговой службы; заполнять налоговую
декларацию; рассчитать сумму уплачиваемых налогов. 12 Компетенции:
Беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой
сфере; быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по
общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с
изменениями. Решение практических задач и тестов Решение практических
задач для отработки освоенных знаний и умений. Контрольный срез.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду.
Базовые понятия и знания: Страхование, страховщик, страхователь,
застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой
полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования,
страховой риск, страховой случай, страховая выплата; знание структуры и
особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых
отношений, алгоритма действия при наступлении страховых случаев.
Личностные характеристики и установки: Понимание основной идеи
страхования
как способа
возмещения
финансовых
потерь
от
неблагоприятных событий, которые могут наступить с относительно
небольшой вероятностью; осознание жизненных ситуаций, при которых
страхование может дать положительный эффект; понимание принципов
организации страховых отношений, функций и обязанностей их основных
участников; понимание порядка действий страхователя при наступлении
страхового случая; понимание оснований отказа страховщиком в страховых
выплатах. Умения: Искать и интерпретировать актуальную информацию в
сфере страхования; читать договор страхования. Компетенции: определять
необходимость страхования как способа снижения нагрузки на семейный
бюджет; оценивать соответствие условий страхования конкретным
потребностям страхователя.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять.
Базовые понятия и знания: Бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел;
венчурист. Знание правил создания нового бизнеса; программ в стране,
регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых
предпринимателей; того, куда можно обратиться за юридической помощью в
случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать
стартапером. Личностные характеристики и установки: Понимание
сложности и ответственности занятия бизнесом; рискованности занятия
бизнесом и возможности потерпеть неудачу; необходимости продуманного
начала своей бизнес-деятельности; необходимости большого труда и
постоянного самообразования для развития бизнеса. Умения: Находить
актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; составлять
бизнес-план по алгоритму; вести простые финансовые расчёты: считать
издержки, доход, прибыль. Компетенции: Нахождения идеи для
собственного дела; создания нестандартных решений для бизнеса; оценки
предложения по созданию и ведению бизнеса. Финансовая игра
Моделирование регистрации фирмы и разработки и презентации бизнесплана и рекламной кампании. Отработка практических умений и
приобретение опыта взаимодействия с финансовым институтом.
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать
жертвой.
Базовые понятия и знания: Финансовый риск; финансовое мошенничество;
финансовые пирамиды; портфель инвестиций. Знание того, какие бывают
финансовые риски в современной российской действительности; того, куда
обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской
карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности государства в
случаях финансового мошенничества и др. Личностные характеристики и
установки: Понимание того, что деньги необходимо хранить в надёжном
месте; понимание наличия финансовых рисков в современной экономической
ситуации; необходимости иметь финансовую подушку безопасности на
случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; того, как строятся
финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Умения: Защищать свою личную информацию в сети Интернет (быть
осторожным с паролями, пин-кодами и др.); находить актуальную
информацию на сайтах компаний и государственных служб; сопоставлять
полученную информацию из различных источников. Компетенции:
Критически относиться к рекламным предложениям из различных
источников; оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
соотнести риски с доходностью в одном портфеле инвестиций. Решение
практических задач и тестов Решение практических задач для отработки
освоенных знаний и умений.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможность пенсионного
накопления.
Базовые понятия и знания: Пенсия; пенсионная система; пенсионные
накопления. Знание видов пенсий и условий их получения; представление о
способах финансового обеспечения старости, помимо пенсии; представление
о существующих программах пенсионного обеспечения. Личностные
характеристики и установки: Понимание того, от чего зависит размер пенсии;
существования риска в разного рода пенсионных программах; важности
пенсионных накоплений в России. Умения: Находить актуальную
информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; по
формуле рассчитывать размер пенсии. Компетенции: Находить способы
увеличить свою будущую пенсию; уметь критически относиться к
рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии; сопоставлять
различные предложения пенсионных накоплений и находить оптимальный
вариант. Решение практических задач и тестов Решение практических задач
для отработки освоенных знаний и умений. Контрольный срез.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
10 класс
№
урока
Тема урока
КолВоспитательный потенциал
во
урока
уроков
1
Введение в курс «Финансовая
1
Установление
доверительных
грамотность»
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации,
активизации
их
познавательной деятельности.
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
2-3
Что такое банк и чем он может
2
Побуждение
школьников
быть полезен
соблюдать на уроке общепринятые
нормы
поведения,
принципы
4-5
Какие бывают банковские вклады
2
учебной
дисциплины
и
и каковы их условия
самоорганизации;
6-7
От чего зависят ставки по вкладам
2
применение
на
уроке
8-9
Как выбрать вклад и оформить
2
интерактивных
форм
работы
документы
учащихся: деловых, ситуационных
10-11 Что такое кредит и как оценить его
2
игр,
стимулирующих
условия
познавательную
мотивацию
12-13 Как понять, сможете ли вы
2
школьников;
групповой
работы
выплатить кредит
или работы в парах, которые учат
14-15 Ипотека: как решить жилищную
2
школьников командной работе и
проблему и не попасть в беду
взаимодействию с другими детьми;
16-17 Как банки могут помочь в
2
- включение в урок игровых
инвестировании и управлении
процедур,
которые
помогают
сбережениями
поддержать мотивацию детей к
18
Итоговое занятие к модулю 1
1
получению знаний.
Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов
19-20 Что такое ценные бумаги и каких
2
- Установление доверительных
типов они бывают
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
21-22 Как можно торговать ценными
2
привлечению их внимания к
бумагами
обсуждаемой
на
уроке
23-24 Как заработать на фондовом рынке
2
информации,
активизации
их
25
Игра «Зарабатываем на фондовой
2
познавательной
деятельности;
бирже»
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся: деловых, ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; групповой работы
или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
Какие бывают налоги и зачем они
2
- Установление доверительных
нужны
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
Как платить налоги
2
привлечению
их
внимания к
Налоговый вычет и как его
2
обсуждаемой
на
уроке
получить
информации,
активизации
их
Какова
ответственность
за
2
познавательной деятельности;
неуплату налогов
применение
на
уроке
Итоговое занятие
1
интерактивных
форм
работы
учащихся: деловых, ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; групповой работы
или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
11 класс
№
урока
Тема урока
КолВоспитательный потенциал
во
урока
уроков
Модуль 1. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
1-2
Страховой рынок России: коротко
2
- Установление доверительных
о главном
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
3-4
Страхование имущества:
2
привлечению их внимания к
как защитить нажитое состояние
обсуждаемой
на
уроке
5-6
Здоровье и жизнь – высшие блага:
2
информации,
активизации
их
поговорим о личном страховании
познавательной деятельности;
7-8
Если нанесён ущерб третьим
2
применение
на
уроке
лицам
интерактивных
форм
работы
9-10
Доверяй, но проверяй:
2
учащихся:
деловых,
ситуационных
несколько советов по выбору
игр,
стимулирующих
страховщика
познавательную
мотивацию
11
Итоговое занятие к модулю 1
1
школьников; групповой работы
или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний.
Модуль 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять.
12-13 Создание собственного бизнеса: с
2
- Установление доверительных
чего нужно начать
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
14-15 Пишем бизнес-план
2
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации,
активизации
их
18-19
2
познавательной деятельности;
применение
на
уроке
20-21
2
интерактивных
форм
работы
учащихся: деловых, ситуационных
игр,
стимулирующих
22
1
познавательную
мотивацию
школьников; групповой работы
или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Модуль 3. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.
23-24 Финансовая пирамида, или Как не
2
- Установление доверительных
попасть в сети мошенников
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
25-26 Виртуальные ловушки, или Как не
2
привлечению
их
внимания к
потерять деньги при работе в сети
обсуждаемой
на
уроке
Интернет
информации,
активизации
их
27
Сюжетно-ролевая обучающая
1
познавательной деятельности;
игра. Ток-шоу «Все слышат»
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся: деловых, ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; групповой работы
или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления.
28-29 Думай о пенсии смолоду,
2
- Установление доверительных
или Как формируется пенсия
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
30-31 Как распорядиться своими
2
привлечению их внимания к
пенсионными накоплениями
обсуждаемой
на
уроке
32-33 Как выбрать негосударственный
2
информации,
активизации
их
пенсионный фонд
познавательной деятельности;
34
Итоговое занятие
1
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся: деловых, ситуационных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; групповой работы
или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.
16-17
Расходы и доходы в собственном
бизнесе
Налогообложение
малого
и
среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками
может
встретиться бизнесмен
Итоговое занятие к модулю 2
2