ПОЛОЖЕНИЕ о формах обучения

Принято:
на Педагогическом совете
Протокол № 2 от 26.09.2023

Утверждено:
Приказом директора МКОУ СОШ № 2
№ 10 от 19.01.2024
Подписано цифровой
подписью: Отрадных
Наталья Владимировна
Дата: 2024.05.02 11:22:27
+05'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах обучения в МКОУ СОШ № 2
1.

Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 17., ч.3 ст. 44)(далее - Федеральный закон), Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
1.2. В соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» общее образование может быть получено:
в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в
формах очного, очно-заочного и заочного образования);
вне организации, осуществляющей образовательную деятельность (в
формах семейного образования и самообразования).
1.3. Обучение в Школе осуществляется в очной, очно - заочной и заочной
форме. Заочная форма получения образования предусмотрена на уровне основного
общего и среднего общего образования. Вне школы образование осуществляется в
семейной форме и форме самообразования (на уровне среднего общего образования).
1.4. Настоящее положение определяет порядок организации получения
образования и обучения в Школе.
2.Очная форма обучения
2.1 . Получение общего образования по очной форме обучения предполагает
обязательное посещение обучающимися учебных занятий по предметам учебного
плана. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего
образования по очной форме обучения, предоставляются на время обучения
бесплатно учебники и другая литература, имеющаяся в библиотеке школы. Основой
организации образовательного процесса по очной форме обучения является урок.
Организация образовательного процесса по очной форме обучения регламентируется
расписанием занятий, которое утверждается директором школы. Обучающиеся,
осваивающие образовательные программы общего образования по очной форме
обучения, проходят промежуточную аттестацию. Обучающиеся имеют право на
посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не
предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными
нормативными актами.
2.2. Школа разрабатывает, принимает и реализует основные и дополнительные
образовательные программы на уровне начального, основного и среднего общего
образования в соответствии с Федеральными образовательными стандартами общего
образования с учетом соответствующих примерных образовательных программ.
2.3. В процессе реализации общеобразовательных программ осуществляется

текущий контроль успеваемости, и промежуточная аттестация обучающихся,
которые регламентируется локальным актом.
2.4. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу
учебного года, переводятся в следующий класс.
2.5. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному
или нескольким учебным предметам признаются академической задолженностью.
2.6. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по
уважительной причине или имеющие академическую задолженность, могут быть
переведены в следующий класс условно.
2.7. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность хотя бы по
одному предмету, обязаны ее ликвидировать в сроки, установленные школой, но не
позднее одного года, с момента её возникновения.
2.8. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу не
более двух раз в течение года с момента ее возникновения. В указанный период не
включаются время каникул, время болезни обучающегося, нахождение его в отпуске
по беременности и родам.
2.9. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации
академической задолженности во второй раз приказом директора школы создается
комиссия в составе 3-х человек: заместитель директора по учебно-воспитательной
работе соответствующего уровня образования; два учителя, преподающих учебный
предмет, по которому образовалась академическая задолженность (при отсутствии в
штате школы двух учителей по данному предмету, в состав комиссии включается
либо руководитель ШМО, либо учитель смежного предмета, имеющий
соответствующее образование). В качестве независимого общественного
наблюдателя может быть приглашен представитель родительской общественности.
2.10. Обучающиеся, осваивающие ООП/АООП, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности, по усмотрению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также
совершеннолетних обучающихся, оставляются на повторное обучение, переводятся
на обучение по адаптированным основным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии либо
на обучение по индивидуальному учебному плану. Школа в письменной форме
информирует родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, а также совершеннолетних обучающихся, о необходимости принятия
решения об организации дальнейшего обучения обучающегося.
2.11 . Завершает освоение основных образовательных программ основного
общего или среднего общего образования государственная итоговая аттестация
(ГИА).
2.12. К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической
задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный
учебный план.
3.Заочная форма обучения
3.1. Заочная форма — форма обучения, предполагающая поэтапное в течение
учебного года сочетание самостоятельной подготовки и очного прохождения
промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком
заочного обучения.
3.2. Сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения,
образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся
устанавливаются ФГОС ОО, согласно которым нормативный срок освоения

образовательных программ основного общего образования — 5 лет, среднего общего
образования — 2 года и этот срок может быть увеличен не более чем на один год.
3.3. Прием на обучение по заочной форме осуществляется в соответствии с
порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Обучающиеся, осваивающие
образовательные программы в заочной форме, включаются в контингент
обучающихся школы. Такие обучающиеся пользуются теми же академическими
правами, что и обучающиеся очной формы.
3.4. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее
общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся,
не освоившие ООП НОО, ОПП ООО, не допускаются к обучению на следующих
уровнях общего образования. Требования обязательности среднего общего
образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до
достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не
было получено ранее.
3.5. Заочная форма обучения предполагает формирование отдельного
учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения. Учебный план
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной аттестации
обучающихся.
3.6. Школа разрабатывает учебный план по заочной форме обучения
самостоятельно в соответствии с ФГОС ОО и с учетом примерных основных
образовательных программ. Применительно к конкретным условиям школа
самостоятельно разрабатывает календарные графики учебного процесса, определяет
количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики
обучаемого контингента.
3.7. Учебный план заочной формы обучения характеризуется наличием:
•
перечня подлежащих освоению обязательных предметных областей и
учебных предметов. Наименование дисциплин и их группирование по предметным
областям должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем
объем часов по предметам может составлять до 30% объема часов очной формы;
•
объемов учебной нагрузки в целом по годам обучения и по четвертям
(полугодиям);
•
распределения по годам обучения и четвертям (полугодиям) различных
форм, указанием сроков прохождения и продолжительности промежуточной
аттестации по учебным дисциплинам.
3.8. Порядок организации учебного процесса по заочной форме обучения
разрабатывается школой самостоятельно и закрепляется в настоящем локальном акте.
3.9. Начало учебного года по заочной форме обучения может переноситься на
более поздние сроки (не более чем на три месяца). Окончание учебного года
определяется учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.
3.10. Основной формой организации учебного процесса заочной форме
обучения является экзаменационная сессия, включающая в себя весь комплекс
оценочных мероприятий (промежуточная и итоговая аттестация). Проведение
аудиторных занятий с обучающимися заочной формы получения образования не
предусмотрено. Перед экзаменационной сессией для них (по их желанию) могут быть
организованны индивидуальные или групповые консультации.
3.11. Периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в
календарном учебном графике. Общая продолжительность сессий в учебном году
устанавливается:

•

на уровне основного общего образования — не более 14 календарных

•

на уровне среднего общего образования — не более 20 календарных

дней;
дней.
3.12. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление
учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью
определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям
к результатам освоения образовательной программы, наличия умений
самостоятельной работы. Формы промежуточной аттестации выбираются Школой
самостоятельно. Это могут быть экзамен по дисциплинам, курсам (модулям), зачет,
аудиторная или домашняя контрольная работа, исследовательская работа (проект,
реферат и т.д.).
3.13. Нормирование объема времени педагогических работников на проверку
письменных работ, обучающихся в заочной форме, осуществляется с учетом вида и
направленности реализуемой Школой общеобразовательной программы.
3.14. Количество экзаменов в учебном году не должно превышать
установленного учебным планом инвариантного перечня учебных предметов. В день
проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.
3.15. Результаты промежуточной аттестации заносятся в ведомость, которая
составляется в двух экземплярах, один из которых остается в Школе, а второй
выдается на руки обучающемуся.
3.16. В межсессионный период обучающимися по заочной форме
выполняются домашние контрольные работы по предметам учебного плана.
Домашние контрольные работы подлежат обязательному оцениванию. По
согласованию со Школой выполнение домашних контрольных работ и их оценивание
может выполняться с использованием всех доступных современных
информационных технологий. Общий срок проверки домашней контрольной работы
не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в проверочных
ведомостях, которые разрабатываются ОО самостоятельно.
3.17. Образовательная организация вправе разрешить прием на проверку
домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных
календарным учебным графиком сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае
вместо проверки домашних контрольных работ может проводиться их устный прием
(собеседование) непосредственно в период сессии.
3.18. Обучающиеся, в полном объеме выполнившие ООП, а также успешно
прошедшие промежуточную аттестацию переводятся в следующий класс. Перевод в
следующий класс осуществляется по результатам промежуточной аттестации.
Неудовлетворительные результаты или не прохождение промежуточной аттестации
признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать
академическую задолженность в течение года с момента её возникновения.
3.19. Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения
такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного
уровня и в любых формах определяется законодательными актами РФ в области
образования.
3.20. Лицам, обучающимся в заочной форме и успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования, выдаются соответствующие документы об
образовании в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования. В случае не прохождения

государственной итоговой аттестации обучающемуся выдается справка
установленного образца.
3.21. Повторное освоение обучающимися ООП в форме заочного обучения не
допускается. Обучающиеся в заочной форме вправе на любом этапе по решению
родителей (законных представителей) продолжить обучение в иной форме, в том
числе и очной (в случае наличия свободных мест).
3.22. Взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной и
итоговой аттестации не допускается.
4. Очно-заочная форма обучения
4.1. Получение общего образования в очно-заочной форме предполагает
самостоятельное
изучение
обучающимся
отдельных
предметов
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования с последующей промежуточной и государственной итоговой
аттестацией.
4.2. Перевод обучающегося с очной формы обучения внутри школы
осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей)
обучающегося, заявления учащегося и последующего приказа директора школы.
4.3. Вместе с заявлением (приложение 2) представляются документы,
подтверждающие освоение общеобразовательных программ:
• справка об обучении в образовательном учреждении начального общего,
основного общего, среднего общего;
•
справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении;
•
документ об основном общем образовании.
4.4. Для обучающихся очно-заочной формы определяется индивидуальная
траектория обучения (приложение 1). Обучающиеся могут посещать отдельные уроки
(технологии, ИЗО, физической культуры, информатики и ИКТ). Остальные предметы
учебного плана изучаются ими самостоятельно с обязательной сдачей зачётов по
темам изучаемого курса.
4.5. Ответственным за организацию обучения учащихся в очно-заочной форме
является заместитель директора по УВР.
4.6. Организация образовательного процесса в очно-заочной форме в
Учреждении регламентируется учебным планом, расписанием занятий,
индивидуальной траекторией обучения, разрабатываемыми и утверждаемыми
Учреждением самостоятельно.
4.7. Учет посещаемости обучающимися Учреждения с целью получения
консультаций, новых заданий и сдачи выполненных заданий ведется в отдельном
журнале. В нем отмечаются даты посещения и соответствующие темы заданий в
отношении каждого обучающегося.
4.8. Оценки за выполненные задания, полученные обучающимся в течение
соответствующей учебной четверти, выставляются в электронный журнал в конце
данной четверти в строках тех дат, когда данная тема изучалась.
4.9. Обучающийся очно-заочной формы имеет право:
получать необходимые консультации (еженедельно в процессе
обучения по предметам, изучаемым самостоятельно и в пределах 2 учебных часов
перед каждым экзаменом);
брать учебную литературу из библиотечного фонда образовательного
учреждения, посещать лабораторные и практические занятия;
принимать участие в олимпиадах, конкурсах, пробных экзаменах.
посещать лабораторные и практические занятия.
4.10. В процессе реализации общеобразовательных программ осуществляется

текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, которые
регламентируется локальным актом.
5.Семейная форма обучения
5.1. Семейное образование есть форма освоения ребенком по инициативе
родителей (законных представителей) общеобразовательных программ среднего
общего образования вне образовательной организации в семье.
5.2. Право определять получение ребёнком образования в семейной форме
предоставлено родителям (законным представителям). При этом обязательно должно
учитываться мнение ребенка.
5.3. При выборе семейной формы образования родители (законные
представители) принимают на себя обязательства по обеспечению обучения в
семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности
обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося
мотивации получения образования в течение всей жизни.
5.4. Если ребёнок обучается в школе, то следует обратиться к руководителю
образовательной организации с заявлением о переходе на получение среднего общего
образования в форме семейного образования. При этом обучающийся отчисляется из
образовательной организации.
5.5. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося
(с учетом мнения ребенка) о решении получать образование в форме семейного
образования должны проинформировать Управление образования НГО, которое
ведет учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня.
5.6. По решению родителей (законных представителей) обучающийся вправе
на любом этапе обучения продолжить образование в любой иной форме (очной, очнозаочной, заочной), либо использовать право на сочетание форм получения
образования и обучения.
5.7. Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на
семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной
организации осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом №
32 Минобрнауки России от 22.01.2014 года.
6. Самообразование.
Самообразование, как форма обучения предполагает самостоятельное,
ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам
среднего общего образования с последующей аттестацией в образовательных
организациях, прошедших государственную аккредитацию.
6.1. Для самообразования, как и для других форм получения образования, в
рамках конкретной общеобразовательной программы действует Федеральный
государственный образовательный стандарт.
6.2. Перейти на данную форму получения образования обучающиеся Школы
могут не позднее, чем за три месяца до сроков проведения государственной итоговой
аттестации на основании заявления родителей (законных представителей).
После подачи заявления на получение образования в форме самообразования
директоромшколы издается распоряжение о переводе обучающегося с очной формы
получения образования на данную форму обучения и отчислении его из списочного

состава школы.
6.3. Ответственность за успешное освоение основной образовательной
программы среднего образования лежит на родителях (законных представителях) и
обучающемся. Лица, осваивающие основную образовательную программу СОО в
форме самообразования, вправе пройти промежуточную и государственную
итоговую аттестацию в Школе на основании поданного заявления. При прохождении
аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по
соответствующей образовательной программе. На период прохождения ГИА
обучающиеся включаются в списочный состав школы.
6.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному
или скольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической
задолженностью.
Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую задолженность в сроки, установленные ОО.
6.5. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
обеспечивающие получение среднего общего образования в форме самообразования,
обязаны создать для него условия для ликвидации академической задолженности и
обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
6.6. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения
обучающимся образовательных программ в форме самообразования ему
предоставляется документ государственного образца о среднем общем образовании
6.7. Повторное освоение обучающимся образовательных программ в форме
caмообразования не допускается.
6.8. Обучающиеся в форме самообразования вправе на любом этапе по
решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в иной форме,
в том числе и очной (в случае наличия свободных мест).
7. Экстернат
7.1. Лица, не имеющие основного общего и среднего общего образования,
вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию
в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам основного общего и среднего общего образования
бесплатно.
7.2. Экстерны - лица, зачисленные в образовательное учреждение для
прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
7.3. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой
аттестации в качестве экстерна руководителю образовательного учреждения подается
заявление совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего гражданина по форме согласно Приложению
№ 3 к Положению.
7.4. Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:
оригинал документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего
гражданина; оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного
представителя) несовершеннолетнего гражданина,
оригинал свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в
установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или
законность представления прав обучающегося для несовершеннолетнего экстерна),
личное дело (при отсутствии личного дела в образовательном учреждении
оформляется личное дело на время прохождения аттестации);
документы (при их наличии), подтверждающие освоение
общеобразовательных программ (справка об обучении в образовательном

учреждении, реализующей основные общеобразовательные программы начального
общего, основного общего, среднего общего, справка о промежуточной аттестации в
образовательном учреждении, документ об основном общем образовании).
7.5. Руководителем образовательного учреждения издается приказ о
зачислении экстерна в образовательное учреждение для прохождения аттестации, в
котором устанавливаются сроки и формы промежуточной аттестации по форме
согласно Приложению № 4 к Положению. Копия распорядительного акта хранится в
личном деле экстерна.
7.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному
или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации в сроки,
определенные распорядительным актом образовательного учреждения, при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
7.7. Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна
обязаны создать условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить
контроль за своевременностью ее ликвидации.
7.8. Экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной
организацией, в пределах одного года с момента образования академической
задолженности. В указанный период не включаются время болезни экстерна,
нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
7.9. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться
в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.
7.10. Результаты промежуточной аттестации экстернов отражаются в
протоколах.
7.11. Государственная итоговая аттестация экстернов проводится в
соответствии с положениями о государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования и среднего общего
образования.
7.12. Экстерны, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или
получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки,
определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующим образовательным программам.
7.13. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим
государственную итоговую аттестацию, выдается справка о промежуточной
аттестации по форме согласно Приложению № 5 к Положению.
7.14. Экстернам, прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдается документ государственного образца об основном общем или среднем общем
образовании в образовательном учреждении, в котором проводилась государственная
итоговая аттестация.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».