Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы

ПРИНЯТЫ
Педагогическим советом
МАОУ – СОШ № 2
Протокол № 2 от 26.09.2023

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом директора
МКОУ СОШ № 2
№ 10 от 19.01.2024

РАССМОТРЕНО
С Советом родителей
МАОУ – СОШ № 2
Протокол № 5
от 22.09.2023

РАССМОТРЕНО
на заседании Совета обучающихся
МАОУ СОШ № 2
Протокол № 3 от 23.09.2023 г.

.

Положение

Подписано цифровой
подписью: Отрадных
Наталья
Владимировна
Дата: 2024.05.02
11:19:09 +05'00'

о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 2
1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в
том числе при ускоренном обучении (далее – Положение) муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 (далее – МКОУ
СОШ № 2) разработано в соответствии с:
 Федеральными законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" с изменениями на 17 февраля 2023 года;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования", утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования", утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. N 413 в редакции последних изменений (от 12.08.2022г.);
 Федеральной образовательной программой начального общего образования, утв.
Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;
 Федеральной образовательной программой основного общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;
 Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. № 371;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями
и дополнениями от: 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г., 3 августа 2023 г.);
 Уставом МКОУ СОШ № 2.
1.2. Настоящее положение определяет структуру, содержание, требования и порядок
утверждения индивидуального учебного плана в МКОУ СОШ № 2.
1.3. Индивидуальный учебный план разрабатывается в целях обеспечения освоения
основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования на основе
индивидуализации ее с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося и призван обеспечить удовлетворение образовательных потребностей

обучающихся путем выбора оптимального перечня учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), темпов и сроков их освоения, а также форм обучения и получения образования.
1.4. Обучение по индивидуальному учебному плану организуется:
- для обучающихся с высокой степенью усвоения образовательной программы в
целях организации ускоренного обучения;
- обучающихся, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной
адаптации, а также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в целях
обеспечения освоения ими образовательной программы в полном объеме;
- обучающихся,
не
ликвидировавших
академическую
задолженность,
переведенных в следующий класс условно (п.9 статьи 58 ФЗ-273 «Об образовании
в РФ»);
- обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, при организации обучения
на дому или в медицинской организации в соответствии с заключением медицинской
организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта РФ;
- обучающихся, которым произведен зачет результатов освоения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- в иных случаях.
1.5. Индивидуальный учебный план, в том числе предусматривающий ускоренное
обучение, разрабатывается школой самостоятельно на основе утвержденной основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования, формируется в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов,
обязательных
для
изучения,
а
также
положениями
федеральных
основных
общеобразовательных программ.
1.6. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим
Положением осуществляется, в том числе, при приеме детей в МКОУ СОШ № 2. Настоящее
Положение подлежит опубликованию на официальном сайте МКОУ СОШ № 2 в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2 Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или
группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации.
2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по
заявлению совершеннолетних обучающихся.
2.3. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его
родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной
программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение
отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и
др.).
К заявлению могут быть приложены психолого-медико-педагогические рекомендации по
организации обучения ребенка.
2.4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение учебного года до 15 мая.
2.5. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала
учебного года и ведется по расписанию занятий (составляет заместитель директора по УВР и
утверждает директор школы) в соответствии с учетом максимально допустимой учебной
нагрузки.
2.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не
ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)

обучающегося.
2.7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом
руководителя образовательной организации.
2.8. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета
образовательной организации.
2.9. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной
организации.
2.10. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный
план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, формы промежуточной аттестации
обучающихся (п. 22 ст.2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
2.11. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из
библиотечного фонда МКОУ СОШ № 2, пользоваться предметными кабинетами для
проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в МКОУ СОШ № 2
в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в её Уставе.
2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных
программ с использованием сетевой формы наряду с организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, также могут участвовать организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления
обучения.
2.13. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным
учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.14. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе
посещать предусмотренные индивидуальным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими
работниками в рамках образовательной программы.
2.15. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана проводится в рамках
часов, отведенных на соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули). Формы,
периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся устанавливается в соответствии с Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в классном (электронном)
журнале.
2.16. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющей
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный
план (ч.6 ст.59 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Государственная итоговая
аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану проводится в формах и порядке,
предусмотренных законодательством.
2.17. Перевод обучающегося на индивидуальный учебный план не влечет потерю права
на предоставление мер социальной поддержки для обучающегося, в том числе в случаях, когда
организация предоставления мер социальной поддержки предусматривает посещение ОО.
МКОУ СОШ № 2 предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер
обучающимся по индивидуальному учебному плану.
3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научнотехнологического развития страны, овладение ими современными технологическими
средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры
пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ), расширение
возможностей
индивидуального
развития
обучающихся
посредством
реализации
индивидуальных учебных планов.
3.2.С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:
3.2.1. учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
3.2.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы:
- Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение);
- Иностранный язык (Иностранный язык);
- Математика и информатика (Математика);
- Обществознание и естествознание (Окружающий мир) (Окружающий мир);
- Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и
светской этики: «основы православной культуры», «основы иудейской культуры», «основы
буддийской культуры», «основы исламской культуры», «основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики»);
- Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
- Технология (Технология);
- Физическая культура (Физическая культура).
3.4. При изучении предметной области «Основы религиозных
культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.5. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 954
часов и более 3 190 часов.
3.6. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет не более 4 (четырех) лет. Индивидуальный учебный план может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое
уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования
составляет не более 1 (одного) года.
3.7. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным
образовательным программам начального общего образования по индивидуальному учебному
плану срок освоения образовательной программы может быть увеличен не более чем на 2 (два)
года независимо от применяемых образовательных технологий и в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования
4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования обеспечивает расширение возможностей индивидуального развития обучающихся
посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения
предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного
выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности.
4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного
общего образования индивидуальный учебный план может предусматривать:
4.2.1. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов

обязательной части;
4.2.2. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
4.2.3. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие
обязательные предметные области и учебные предметы:
- Русский язык и литература (Русский язык, Литература);
- Иностранный язык (Иностранный язык);
- Математика и информатика (Математика, Алгебра, Геометрия, Вероятность и
статистика, Информатика);
- Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География);
- Естественнонаучные предметы (Физика, Биология, Химия);
- Основы духовно-нравственной культуры народов России (Основы духовнонравственной культуры народов России);
- Искусство (Изобразительное искусство, Музыка);
- Технология (Технология);
- Физическая культура и основы безопасности (Физическая культура, Основы
безопасности жизнедеятельности).
4.4. Изучение родного языка и родной литературы осуществляется при наличии
возможностей школы и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
4.5. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной
организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых
условий.
4.6. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана образовательной
программы основного общего образования, формируемой участниками образовательных
отношений.
4.7. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 058 часов и более
5549 часов.
4.8. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 (пять) лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока
освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1
(одного) года.
4.9. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным
образовательным программам основного общего образования по индивидуальному учебному
плану срок освоения образовательной программы может быть увеличен (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
5.1 МКОУ СОШ № 2 предоставляет обучающимся возможность формирования
индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на
уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне), дополнительные
учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, а также обеспечивает реализацию учебных
планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный,
социально-экономический, технологический, универсальный).
5.2. Согласно ФГОС СОО, учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный
учебный план обучающегося должен содержать не менее 13учебных предметов.
5.3. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен содержать не
менее 2 учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю
обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

5.4. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать
для участников образовательных отношений возможность самостоятельного проектирования
обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по
реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками.
5.5.Обязательными для включения в индивидуальный учебный план являются учебные
предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Алгебра и начала анализа»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика», «Информатика», «История», «Обществознание»,
«География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности
жизнедеятельности».
5.6. Изучение «Родного языка» и «Родной литературы» осуществляется по заявлениям
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при
наличии возможностей образовательной организации.
6.7. Изучение «Второго иностранного языка» осуществляется по заявлениям
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при
наличии в школе необходимых условий.
5.8. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы
по выбору обучающихся, предлагаемые МКОУ СОШ № 2 в соответствии со спецификой и
возможностями школы, осуществляющей образовательную деятельность.
5.9. Индивидуальным учебным планом на уровне среднего общего образования должно
быть предусмотрено выполнение обучающимся индивидуального(ых) проекта(ов).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
5.10 Количество учебных занятий за 2 года не может составлять менее 2170 часов и
более 2516 часов.
5.11. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования составляет 2 (два) года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока
освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1
(одного) года.
5.12. Для обучающихся с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным
образовательным программам среднего общего образования по индивидуальному учебному
плану срок освоения образовательной программы может быть увеличен не более чем на 1
(один) год независимо от применяемых образовательных технологий.
6. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
6.1. МКОУ СОШ № 2 осуществляет контроль освоения основных общеобразовательных
программ, включая адаптированные, обучающимися, перешедшими на обучение по
индивидуальному учебному плану.
6.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МКОУ СОШ № 2.
7. Порядок управления реализацией индивидуального учебного плана
7.1. МКОУ СОШ № 2 разрабатывает Положение об индивидуальном учебном плане
самостоятельно, своевременно вносит необходимые изменения, размещает Положение на
официальном сайте образовательной организации.
7.2. МКОУ СОШ № 2 несет ответственность за учебно-методическое сопровождение
реализации ИУП, за своевременное информирование родителей (законных представителей) о

формах и методах организации образовательного процесса, об изменении условий реализации
ИУП.
7.3. МКОУ СОШ № 2 обеспечивает реализацию ИУП своевременным подбором
педагогических работников.
7.4. МКОУ СОШ № 2 включает во внутреннюю систему оценки качества образования
контроль своевременности проведения учебных занятий, консультаций, посещения учебных
занятий обучающимися, ведения необходимой документации, а также фиксирование в
электронном журнале (не реже раза в четверть).
8. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
8.1. Обучение по индивидуальному учебному плану финансируется в порядке,
установленном для финансирования освоения образовательной программы соответствующего
уровня, в пределах предусмотренных средств, исходя из расходных обязательств на основе
муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
основных образовательных программ.
8.2. Не допускается взимание платы за разработку и утверждение индивидуального
учебного плана, обучение по индивидуальному учебному плану, дополнительное оборудование
в пределах индивидуального учебного плана.
8.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.
9. Заключительные положения
9.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете,
Совете родителей и Совете обучающихся МКОУ СОШ № 2, утверждается приказом директора.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном в п.11.1. настоящего
Положения.
9.4. После принятия Положение (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».